Это надо знать ВСЕМ! ( В архиве )

Профессиональным вербовщикам неважно кого вербовать. С одинаковым успехом они записывают в ряды боевиков мужчин, женщин и детей. Иногда кажется, что возраст будущих экстремистов для них вообще не имеет значения.

Профессиональным вербовщикам неважно кого вербовать. С одинаковым успехом они записывают в ряды боевиков мужчин, женщин и детей. Иногда кажется, что возраст будущих экстремистов для них вообще не имеет значения.

На смену мировоззрения и последующую причастность к джихаду лидерами ИГИЛ выделяются колоссальные суммы. Стали известны случаи, когда террористическая группировка оплачивала долги отцов, чтобы забрать в Сирию их детей. И речь идет не о маленьких суммах, а десятках и даже сотнях тысяч долларов. Другими словами, наших детей оценивают и … покупают.

Общие принципы вербовки молодежи

В отношении граждан России часто практикуется следующая схема. В социальных сетях рунета с молодыми людьми заводится разговор о Востоке: обычаях, культурной жизни, принципах существования и религии. Вербовщик прощупывает почву и находит тему, которая близка, интересна юноше или девушке. Может долго общаться, не раскрывая своей сущности.

Когда на взгляд вербовщика испытуемый готов к более предметному разговору, вербовщик задает вопрос. Не желает ли парень или девушка поучиться на Востоке, узнать больше об интересной культуре и духовной практике? Разумеется, все расходы оплачиваются новым знакомым. А это перелет, проживание, учеба.

Перед молодыми людьми возникает дилемма, с одной стороны хочется сменить привычную обстановку и окунуться в новый, ставший увлекательным мир. С другой стороны, происходит осознание того, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Возникают вопросы, кто эти люди, которые готовы оплачивать обучение незнакомому человеку? Какие они преследуют цели, и чему именно будут учить?

Пока человек задает вопросы, ведется его целенаправленная обработка. Решительной личности – больше внимания, а скромную и тихую могут оставить на время наединие с собой и дать возможность «подумать». Но всех, всех обрабатываемых держат на прицеле, на расстоянии вытянутой руки. Бывают случаи, когда их увозят в неизвестном направлении против их воли.

Как понять, что тебя вербуют?

- Универсального способа вербовки нет. Но чаще всего заводят разговор о религии. Мол, не в ту церковь ходите, неправильно молитесь, а есть хорошие книги, поймешь все и сразу. Человеку обещают легкий ответ на все вопросы.

- В голове у них абсолютная каша. Ничего общего с традиционным исламом. Но разуверить их в том, в чем убедили во время обработки, невозможно. Это маниакально-замороченные субъекты. В сознании - только установки: кто делает и думает иначе - враг.

Как родителям понять, что их сыном или дочерью занялись вербовщики-экстремисты?

- В доме появляются новые книги. Молодой человек начинает чаще спорить с родителями, пытаясь изменить их взгляды. Вместе с тем он становится более скрытным. Чаще куда-то уходит, ему требуется больше денег. Появляется отдельный мобильник для каких-то особых контактов. Это значит, что ситуация зашла уже очень далеко. Ну а если вдруг возникает повышенный интерес к схемам, чертежам, туристическим походам, покупается серьезное снаряжение - не просто палатка, а спальник, например, в котором при 20 градусах мороза не замерзнешь, то все - ваш ребенок стал другим человеком, повлиять, исправить что-то уже вряд ли получится. Вообще-то, если в семье прочные контакты, родители перемены расщелкают в два счета. Их сразу видно. И можно будет найти правильные слова, верную линию поведения, чтобы ребенка не упустить. Поэтому совет один: занимайтесь своими детьми, максимально заполняйте их жизнь, их сознание интересными занятиями, правильными установками. Иначе пробелы заполнят другие.

Как обрабатывают юношей?

Друзья молодых людей, которые ушли на джихад обрисовывают примерно следующую картину. Вербовщики чаще всего работают в средней или нижней социальной ступени общества. В оборот берут людей, испытывающих материальные трудности. Им могут предложить решение всех насущным проблем, погашение долгов и кредитов и даже полное обеспечение нужд семьи – родителей, братьев и сестер. Не секрет, что ИГИЛ выделяются средства для поддержки семей боевиков.

Если материальный аспект для человека неважен, могут навязывать ему радикальный ислам. Говорить о том, что только в Сирии ислам соблюдается правильно, только там может быть построено истинно исламское государство. Только эта религия – тот путь, который может привести человека в рай. Православие – религия неверных, это ложное учение и т.д.

Мужчину из ИГИЛ стремятся как можно раньше женить. Жена, а позже и ребенок привязывают человека, закрепляют его в Исламском Государстве, что и требуется его лидерам.

Как вербуют девушек?

В отношении девушек чаще всего разыгрывают сценарий семьи, то есть удачного замужества. Играют на нашем менталитете: «Женщина должна хранить и оберегать семейный очаг». Считается, что девушек легко увлечь романтическими идеями. И это правда, кто из нас в юности не верил в сказку о Принце?

Если мужчин мотивируют деньгами, запугивают и даже берут в ряды боевиков силой, то женщин именно подготавливают, идеологически обрабатывают. Психотропные вещества и наркотики не используются (кроме отдельных случаев).

Когда девушка морально готова, ее отправляют в лагерь боевиков, выдают замуж и говорят: «Теперь ты – часть семьи, тебе нужно идти в бой с неверными не только за религию, но и за свою семью». Иногда это происходит немного по-другому.

К молодой девушке приходит лидер ИГИЛ и говорит: «Твой муж, наш брат погиб за правое дело. Он выполнил свое предназначение и отправился в рай. Теперь он ждет там тебя. Чтобы воссоединиться с ним, тебе всего лишь нужно нажать одну кнопку». Вы уже поняли, как появляются террористки-смертницы.

Вербовщика можно как-то распознать?

- Неподготовленному - нет. Эти люди приезжают в основном как трудовые мигранты, оформляют все необходимые документы, закон не нарушают. А между тем начинается строительство ячейки с максимальным вовлечением новых членов, для начала - из числа земляков. За месяц активной работы вербовщик может столько успеть, что корни уже не выдернешь. Наша задача - среагировать раньше. Замечу, что вербовщики экстремистских организаций могут действовать практически в любой среде. В одном из регионов Приволжского округа был осужден организатор банды. В колонии он объединил вокруг себя людей, которые, скажем так, не пользовались уважением. Это было взаимовыгодное предложение. Возникла религиозная террористическая группа. После освобождения каждый по команде готов был выполнить определенные действия. Это были готовые боевики. Осужденного перевели в другой регион, очень далеко, в колонию с одним из самых жестких режимов. И через полгода он создал там такую же ячейку.

На кого вербовщики смотрят в первую очередь?

- Прежде всего их интересуют единоверцы из молодежи, причем из таких населенных пунктов, где мало перспектив. Нет интереса к учебе, профессии, спорту, которым и заниматься негде, - то, что нужно вербовщикам. Осторожно работают вокруг мечетей. Внимательный имам открытой пропаганды, конечно, не позволит. Отдельная программа - работа с немусульманской молодежью, как правило, от 17 до 25 лет. Удобная почва для вербовки - материальные и личные проблемы в жизни человека. Ну и, конечно, отсутствие четких жизненных установок, моральных ориентиров.

Как вербовали Варвару Караулову?

Теперь пришло время разговора об индивидуальном подходе. Показать, как он работает на опыте одного конкретного человека. Варвара Караулова была студенткой-отличницей с хорошими оценками в зачетке и безупречной репутацией. Она всесторонне развита и родом из благополучной семьи. У нее были превосходные перспективы и все шансы состояться в этой жизни. Как же вербовщики нашли к ней подход?

По некоторым источникам с Варварой был разыгран сценарий социального неравенства. Говорилось о том, что в России ярко выражена социальная несправедливость, когда одни имеют все, а другие вынуждены выживать и влачить жалкое существование. Исламское Государство преподносилось как идеальный мир, где каждому дается по его заслугам, где нет лжи и обмана. Женщина выполняет свою роль – оберегает семейный очаг, а мужчина выступает в качестве защитника – воюет, чтобы мир стал лучше. По словам самой Карауловой ее обрабатывали также психотропными веществами.

Как защитить детей и подростков от вербовки в ИГИЛ?

Как вы видите, у вербовщиков много схем, которые они проворачивают в отношении детей и подростков. Как же защитить своих близких, как распознать опасность в зародыше?

1. Насторожитесь, если к вашему ребенку проявляют настойчивый интерес. Психологи не устают повторять: между родителями и детьми должны быть доверительные отношения. Разговаривайте с ребенком, спрашивайте о его делах в школе и институте, об отношениях с друзьями и виртуальными знакомыми. Будьте в курсе всех проблем, станьте лучшим другом и мудрым наставником.

2. Серьезно отнеситесь к интересу ребенка к Востоку. Если подросток интересуется восточной культурой и исламом в контексте предметов Культурология и Религии народов мира – это одно дело. Для него – это способ познать мир. Если же его интересует только Восток и только радикальный ислам – это другое. Особенно, если ребенок задумывается о смене религии.

3. Всегда отмечайте изменения в поведении и внешности ребенка. Если подросток приобщился к исламу, скрыть это достаточно сложно. Например, Варвара Караулова увлеклась изучением языка, приняла ислам и стала носить хиджаб. Любимую собаку стала принимать за «нечистое животное», избегала встреч и прогулок с нею. Отказывалась от употребления свинины и 5 раз в день совершала молитву.

4. Расскажите честно об ИГИЛ. Наверное, это самый простой и одновременно один из самых действенных рецептов. Скажите, что если сейчас на улице наших городов нет войны, это не значит, что тихо и мирно везде. На Востоке идет война, там гибнут люди … за чужую идею, родину, флаг. Неужели это нужно тебе?

Наполните свой рассказ объективной информацией, но избегайте возбуждения интереса к этой теме. Пусть это будут сухие факты, которые не оставляют другого сценария, как жить здесь и сейчас.